Отчет за 10 лет

 

 

 

 

Сестричество во имя преподобномученицы Елизаветы � одно из первых религиозных объединений Санкт-Петербурга, поставившее своей целью возродить христианское служение в больнице. Оно возникло вскоре после того, как после долгих лет гонений Церкви было возвращено право открытого служения в медицинских учреждениях. Первоначально Сестричество было зарегистрировано под названием "Православная община сестер и братьев милосердия во имя преподобномученицы Великой княгини Елизаветы". Позднее, в ходе перерегистрации религиозных организаций[1] название было изменено на "Сестричество во имя преподобномученицы Елизаветы". Сестричество � это православная местная религиозная организация, входящая в состав Московского патриархата. Оно возникло в 1994 г. по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна.

Основное место служения. Основным местом служения для Сестричества как в момент возникновения, так и сейчас является  Хоспис № 1 в Лахте � больница для онкологических больных в последней стадии заболевания, хотя по прошествии 10 лет община имеет подразделения и в других местах. 

Такие больницы как лахтинский хоспис, или хосписные отделения при больших стационарах, или выездные службы есть теперь во многих районах города и в разных городах страны, однако первые шаги этого движения по организации помощи безнадежным онкологическим больным в нашей стране связаны с Лахтой в Санкт-Петербурге. Именно здесь  1 октября 1990 года был открыт первый в России хоспис.

Само хосписное движение зародилось в Англии в 60�70 гг. XX века. Оно распространилось благодаря усилиям широких слоев населения в развитых странах мира. У истоков его организации в нашей стране стоял английский журналист Виктор Зорза и Санкт-Петербургский врач психотерапевт Андрей Владимирович Гнездилов, а также такие известные люди как патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, академик Д. Г. Лихачев, писатель Даниил Гранин. Поддержку этому начинанию оказал на первых порах мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак и его супруга Людмила Нарусова. Идея организации хосписа нашла поддержку и у тогдашней заведующей Отделом здравоохранения Администрации Приморского района Л. М. Боричевой.

Хосписы  � это специализированные больницы, призванные облегчить страдания безнадежных больных. Создание таких больниц диктуется значительным ростом числа онкологических заболеваний по всему миру и настоятельной потребностью в разрешении  всего комплекса медицинских, психологических, социальных, этических проблем, связанных с этим заболеванием.

Положение людей, болеющих онкологическими заболеваниями, особенно тяжело. Среди множественных проявлений боли, переживаемых человеком, находящимся перед лицом смерти, помимо боли физической остро проявляется и боль духовная � смятение ума, души и духа. Ужас от чувства беспомощности перед внешними силами захлестывает человека, а сознание, что жизнь заканчивается, вызывает сильнейшее эмоциональное, духовное напряжение, усугубляющее физическую боль. Такие больные остро нуждаются не только в лекарствах, но и в духовной поддержке. Страдания обреченных людей, усугубляются ложью, попытками скрыть диагноз любой ценой, лишающими больного полноценного общения. Беда эта знакома многим не понаслышке. Огромной тяжестью ложится она на плечи близких, родных больного.

Санкт-Петербург оказался первым городом в стране, где идея помогать безнадежным больным нашла поддержку властей, хотя и в настоящее время эта помощь развивается не так быстро, как хотелось бы. Для первого стационара был выбран поселок Лахта на берегу Финского залива на северной окраине Приморского района Санкт-Петербурга с живописным храмом св. ап. Петра, расположенным неподалеку. Лахтинский хоспис  рассчитан на 30 коек и имеет выездные бригады, которые посещают онкологических больных Приморского района Санкт-Петербурга, а это около 100 � 150 человек, на дому.

Здание, которое он занимает, было построено в 1903 году на территории усадьбы баронессы Ольги Стенбок-Фермор.[2] Небольшой деревянный дом, где размещалась до революции больница для бедных, после 1917 г. стал районной клиникой, а позднее � стационаром для одиноких стариков и инвалидов.  Представители семьи владельцев этого имения Стенбок-Фермор посещали Лахту в недавнее время.

Сама идея, нашедшая понимание в России в период перестройки, воспринимать больного как ценность до самого последнего его вздоха, не относиться к нему как к отработавшему, ни на что не годному винтику социальной машины, всегда была близка сознанию христианина. Желание сказать больному слово христианского утешения, поддержать его и близких в скорбных обстоятельствах, привело к созданию в больнице сначала молитвенной комнаты, а впоследствии �  Сестричества.

История создания Сестричества. В архиве Сестричества хранятся документы,  свидетельствующие о том, как постепенно возникла идея создать в Лахте православную общину для духовной поддержки больных и их семей. Первым шагом на этом пути стало создание по инициативе верующих сотрудников молитвенной комнаты. Прошение, адресованное митрополиту, подписали тогдашний главный врач Т. И. Гермонченко, председатель попечительского совета А. В. Гнездилов и работавший в больнице врачом диакон Артемий Темиров. Митрополит  Иоанн благословил открытие молитвенной комнаты в Лахте 31 марта  1994 г. 28-го июня 1994 г. уже священник Артемий Темиров направил митрополиту рапорт с просьбой освятить  молитвенную комнату в честь преподобномученицы Великой княгини Елизаветы.  Как раз в это время вышла первым изданием книга Любови Миллер "Святая мученица российская великая княгиня Елизавета Федоровна". Светлый образ святой Елизаветы и ее удивительной московской обители милосердия стали примером для учредителей сестричеств во многих городах России. Община в Лахте не стала исключением.

Молитвенная комната была освящена 18 июля 1994 года в день памяти св. преподобномученицы Елизаветы и инокини Варвары. В освящении участвовали протоиерей Александр Швец, протоиерей Константин Смирнов, иерей Георгий Артемьев � настоятель храма св. Петра в Лахте, иерей Владимир Чупов, в то время настоятель храма в Тарховке.

Освящение молитвенной комнаты послужило первым этапом в создании общины. В число ее учредителей вошли некоторые православные сотрудники хосписа и другие православные медики: врачи священник Артемий Темиров (Артур Генрихович Темиров) и Ирина Геннадиевна Романенко, социальный работник хосписа Елена Анатольевна Кабакова, младшие медсестры Ирина Николаевна Могутова и Ирина Михайловна Веревкина, аспирант СПбМИ им. И. П. Павлова Андрей Генрихович Захарчук, врач 29-ой больницы Олег Владимирович Яковлев, юрист Елена Николаевна Давыдова, медсестра Татьяна Анатольевна Карпунина, монахиня Сосана (в миру Галина Ермолаевна Снигур), посещавшая больницу по благословению своего духовника.

В прошении о создании общины, адресованном отцом Артемием на имя митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна 21 сентября 1994 г.  сформулирована цель ее создания: "Главная особенность хосписа в том, что здесь оказывается помощь больным на последнем этапе их жизни. Больные нуждаются не только в облегчении физических страданий, но и в духовной поддержке и христианском приготовлении к смерти. Большинство персонала хосписа � православные христиане. Прихожане нескольких храмов города, по благословению  духовных отцов, периодически навещают больных, выполняют их просьбы, помогают медперсоналу в уходе, подготавливают больных к крещению и причастию. Персонал Хосписа и наши добровольные помощники, и я, недостойный иерей, хотели бы потрудиться в восстановлении деятельного служения Господу через дела христианского милосердия и возрождение православных сестричеств... Со смирением просим Ваше Высокопреосвященство благословить создание общины сестер милосердия во имя преподобномученицы Елисаветы". 29 сентября митрополит Иоанн благословил создание общины сестер и братьев милосердия, одной из основных задач которой стала духовная поддержка болящих и христианское приготовление их к смерти.

Общим собранием Сестричества 20 октября 1994 г. духовником был избран иерей Артемий Темиров.[3] Он возглавлял общину до марта 1997 г., когда из-за возросшей нагрузки в Андреевском соборе и больнице св. Ксении вынужден был ее оставить. На его место по просьбе сестер был назначен протоиерей Георгий Артемьев, настоятель лахтинского храма св. апостола Петра. Старшей сестрой в момент основания общины была избрана монахиня Сосанна, однако вскоре по благословению духовника она была переведена в Снетогорский монастырь и ее место заняла Елена Анатольевна Кабакова, возглавляющая Сестричество и поныне.

На собрании учредителей 31 октября 1994 г. был принят первый Устав общины. В качестве задач общины в Уставе названы: забота о болящих и страждущих в больницах, помощь детям-сиротам и детям из неблагополучных семей, осуществление патронажной службы на дому, организация занятий в воскресной школе, школе обучения сестер милосердия. Также Сестричество поставило своей задачей по особому благословению духовных руководителей заниматься катехизической и миссионерской деятельностью и исполнять силами сестер и братьев иные послушания.

 Устав был зарегистрирован в Управлении юстиции мэрии Санкт-Петербурга 9 ноября 1994 года.[4]  Так завершился первый этап становления общины. 9 ноября 1994 г. считается датой ее образования. Сестричество первоначально включало священника Артемия Темирова и еще 12 человек: мать Сосанну, Елену Кабакову, Ирину Могутову, Веру Андрееву, Ирину Романенко, Надежду Мучникову, Надежду Битюкову, Андрея Битюкова, Татьяну Карпунину, Олега Яковлева, Андрея Захарчука, Елену Давыдову.

Основные вехи истории

Создание молитвенной комнаты в Хосписе. В 1994 г. в лахтинском хосписе появилась молитвенная комната. Был изготовлен настенный иконостас, основу которого составила старинная дубовая панель с образом Спасителя в центре. Были преподнесены первые иконы � в их числе образ св. преподобномученицы Елизаветы � дар матушки отца Льва Юлии Большаковой, целителя Пантелеимона � дар Андреевского собора, икона Воскресения Христова с двунадесятыми праздниками � дар церкви апостола Петра в Лахте.

Постепенно молитвенная комната была оборудована всем необходимым  для совершения таинств и треб. Приобретены панихидный столик, три аналоя. В 1995 году к пятилетию хосписа для общины были приобретены администрацией хосписа Евхаристические сосуды, два иерейских облачения, набор для соборования, крестильный ящик, дароносица, канунник, кадило, покровы на аналои, водосвятная чаша и кропило. Одно облачение, малая водосвятная чаша и некоторые другие предметы церковной утвари были приобретены раньше на пожертвования. Во всех палатах были развешены иконы Спасителя или Божией Матери.

В 1998 г. для молитвенной комнаты были изготовлены жертвенник и престол. В 2003 г. молитвенная комната была отремонтирована. Она получила новое резное убранство, специально заказанное для нее.

Главная святыня общины, которая находится в молитвенной комнате, � икона св. прмц Елизаветы. В настоящее время икона включает несколько святынь, присланных по просьбе общины из Иерусалима из Гефсиманской обители игуменьей Анной. Сначала была прислана частица ткани с гроба Великой княгини Елизаветы, позже � ковчежец с частицами мощей преподобномучениц Великой княгини Елизаветы и Варвары, а еще позже � частица гроба Великой княгини. В 2000 году для иконы была изготовлена дубовая резная рама, а святыни помещены в саму икону.  В часовне обычно сохраняются и те святыни, которые сестры привозят из паломнических поездок.

Первоначально в часовне хранилась библиотека общины. С 1998 г. Сестричество владеет отдельной комнатой в здании хосписа, непосредственно примыкающей к часовне. Туда была перенесена библиотека. Небольшой библиотекой и фонотекой Сестричества пользуются не только больные, но и их родственники, а также и персонал больницы.

Обучение сестер, изучение истории дореволюционных общин. Уже в процессе своего создания община стала прилагать усилия по налаживанию образования для сестер милосердия. С октября 1994 по июль 1995 г. при общине действовала "Школа сестер милосердия", где преподавались не только медицинские навыки по уходу за больными, но и духовные основы милосердия. Было подготовлено 50 сестер. Занятия проходили в Лавре и на базе Городского гериатрического центра, работавшего тогда на Ленинском проспекте и тоже находившегося в стадии становления. Деятельность школы поддерживалась Городским центром занятости, и обучение было лицензировано.

Желая опереться на существовавший к тому времени  опыт служения современных сестер милосердия, сестры с отцом Артемием, посетили Москву, где познакомились со Свято-Димитриевским училищем сестер милосердия при Первой градской больнице, с Марфо-Мариинской общиной и Сестричеством св. Елизаветы при храме св. Митрофания Воронежского. 

Существенным подспорьем на первых порах стало также изучение материалов по истории движения сестер милосердия. В 1996 г. в общине были подобраны и размножены для сестер проповеди священников XIX века, обращенные к сестрам милосердия Крестовоздвиженской и других общин.[5]   В этой подборке были воспроизведены поучения священников К. Стефановича сестрам Крестовоздвиженской общины, Ф. Преображенского сестрам Иверской общины и преосвященного Макария, Епископа Томского сестрам Томской общины. Эту маленькую книжечку получили в подарок к 18 июля 1996 г. все члены общины, которых тогда было всего двенадцать. 

 С особой любовью изучали историю первой общины сестер милосердия � Крестовоздвиженской. Письма сестер милосердия, присланные с Крымской войны из осажденного Севастополя, с предисловием по истории общины вышли таким же маленьким тиражом в 1997 году к празднику общины. Материалы эти были переданы Крестовоздвиженскому обществу, трудившемуся в здании бывшей больницы общины на Фонтанке, ныне Бассейновой больнице. Позже ими смогли воспользоваться в МАПО, где возрождается Крестовоздвиженская община.

В 1998 году, когда сестры по просьбе насельниц Новодевичьего монастыря на Московском проспекте помогали ухаживать за бабушками в богадельне  монастыря, ими была обнаружена  могила легендарной сестры милосердия, сподвижницы Пирогова � Елизаветы Петровны Карцевой, 25 лет управлявшей Свято-Георгиевской общиной. За время советской власти могила лишилась креста. Этот гранитный крест был восстановлен 6 ноября 1998 г. к 100-летию со дня ее кончины в день памяти иконы Божией Матери "Всех скорбящих радость". В восстановлении кроме Сестричества участвовали Братство Анастасии Узорешительницы с Покровской общиной, другие общины. Крест был изготовлен в поселке Кузнечный.

Состоялась заупокойная Литургия, на которой впервые после перерыва поминались сестры, врачи, благотворители дореволюционных общин. В этой службе, помимо сестер общины святой Елизаветы, участвовали  сестры Покровской общины,  общины св. Татьяны, сестры из НИИ онкологии в Песочном, сестры церковной больницы св. Ксении Петербургской, сестры из богадельни монастыря.[6] Могила Карцевой и доктора общины Николая Петровича Богоявленского находятся справа от чтимого в монастыре образа Спасителя на могиле Вершининых. Сестры стараются бывать в Новодевичьем монастыре каждый год в этот праздник.

Изучение истории сестринского движения продолжается и поныне. Подобраны материалы по истории Кауфмановской, Свято-Георгиевской, Елизаветинской общин сестер милосердия для издания, которое задумано сотрудниками МАПО и предполагается выпустить в издательстве "Лики России".

С особым старанием собираются материалы о Елизавете Федоровне � изданные и не изданные, например община владеет рядом уникальных материалов из Дармштадского архива (копии писем Елизаветы). В больнице оформлен стенд с материалами о жизни Великой Княгини. Сестры рассказывали историю движения сестер милосердия для слушательниц курсов "Христианские основы милосердия". К 140-летию со дня рождения Великой княгини подобраны материалы для выставки "Святая Елизавета в Петербурге". В библиотеке общины есть все публикации, посвященные житию святой Елизаветы, выходившие в последние годы.

Обучение сестер в настоящее время проводит Отдел по благотворительности Санкт-Петербургской епархии на базе Медицинского училища № 6, расположенного на территории Мариинской больницы.[7]  Наряду с дипломом государственного образца сестрам выдается  свидетельство об окончании курса "Духовные основы милосердия". Несколько наших сестер получили подготовку в этом училище на шестимесячных курсах. Духовник общины протоиерей Георгий несколько лет преподавал в училище курс "Основ православия".

Сестры посещают организованные Покровской общиной на базе Мариинской больницы постоянно действующий семинар �Милосердие и профессионализм� участвуют в программах по обмену опытом, в конференциях в Санкт-Петербурге, Москве, Архангельске, участвовали в Конгрессе православной прессы в 2000 г.

Служение сестер в Лахте. С самого начала существования Сестричества в хосписе главной задачей служения стал уход за больными и христианское приготовление их к смерти. В общине есть сестры и врачи, входящие в состав персонала хосписа, и добровольцы, которые специально приезжают в Лахту, однако и те и другие члены общины уделяют больным свое свободное или сверхурочное время.

Члены общины, прежде всего, ухаживают за больными, помогая персоналу в работах по уходу, например, мыть лежачих больных, стричь, обрабатывать ногти. Сестры и добровольцы общины посещают больных, выполняют их просьбы, беседуют, в летнее время гуляют с ними на побережье или у здания хосписа. Алексей Сладков многие годы приезжал в хоспис из Казани, чтобы потрудиться в свой отпуск. Сестры уделяют внимание не только больным, но и их близким, часто нуждающимся в помощи, как в ходе болезни своих родных, так и после их кончины.

Помимо медицинского ухода, на сестрах и врачах, подвизающихся в общине, лежит обязанность выполнить подготовительную работу для того, чтобы больные, желающие креститься,  причаститься, собороваться, могли принять участие в этих таинствах Церкви. Круг обязанностей, которые при этом ложатся на сестру, в московской Свято-Дмитриевской общине обозначается как обязанности "требной сестры". Сестры помогают больным готовиться к причастию, вместе с ними читают молитвы, псалтырь, акафисты, составляют списки больных для священника, приходящего исповедовать и причащать.

Вот запись из дневника общины: 27 мая 1998 г. Отдание Пасхи! Сегодня батюшка причастил почти всех больных (2 чел. были без сознания, двое отказались, Ольга Густавовна � баптистка).  Двоих болящих покрестили (Валентина � 5 пал. и Евгений � 9 пал.) Какая радость была для наших болящих сегодня. Бабушка 92 лет Александра (7 пал.) только вчера поступила к нам. Когда батюшка пришел в их палату причащать, она не смогла сдержать слез и рыдала, как малое дитя: "Я уже 5 лет не слышала голоса батюшки, 5 лет не была в храме!" Почти все больные со слезами умиления и благоговения принимали Святые Тайны.  Иногда приходится экстренно вызывать священника к уходящему больному.

В последние годы было опубликовано много трудов, посвященных предсмертной болезни. Ученые, наблюдавшие таких больных, пишут, что современный образ жизни, направленный на получение удовольствий, не ведет к развитию духовного мира человека. Во время предсмертной болезни меняются и образ жизни, и интересы и человек иногда живет глубже и полнее, чем когда-либо перед заболеванием. Это можно наблюдать на пациентах хосписа. Когда смерть уже совсем близко, открывается духовная сторона личности, больной может стать ближе к Богу и людям. За время последней болезни иногда удается узнать и понять больше, чем за всю предыдущую жизнь, лучше узнать людей и почувствовать радость ответной любви. Об этом писал еще митрополит Антоний Сурожский: Большей частью самая страшная для умирающего мысль � та, что он отходит, умирает одиноко... В начале войны я был хирургом в полевом госпитале. Я сидел, как правило, с каждым умирающим в нашей больнице, не только своего отделения, но и других отделений... это может делать кто угодно, способный уделить свое время тому человеку, у которого времени очень мало. Уделить внимание умирающему � такую задачу ставят перед собой и подвизающиеся в общине.

Обращенность сознания умирающего к духовным аспектам человеческого бытия, к вопросам смысла жизни общеизвестна. Совместное переживание с человеком ухода из этой жизни позволяет подняться до осмысления этих "вечных вопросов". Положение сестры милосердия позволяет преобразить рабочие отношения с пациентами в сердечные и высоко духовные. Ценность этих отношений тем более значима, что основана на христианской любви и близости, которая порой превосходит родственные отношения. Знаменательны высказывания больных на эту тему: Мне Бог открыл такое, что и умирать не страшно. Всюду любовь и жизнь. Спасибо вам, родные, через вас Сам Бог помогает пережить последние дни и не упасть духом.

Часто бывает необходимо давать объяснения тем больным, чье знакомство с православием носит поверхностный характер, так что служение сестер в хосписе � это еще и миссионерское служение. Среди наших пациентов большинство имеют смутное представление об основах христианства, о церковных Таинствах. Принести душе благую весть о Спасителе, привести ее к Богу, к покаянию � это очень непростая задача, требующая большого такта в отношениях с больными. Мы не навязываем своих взглядов. Господь даровал человеку свободу воли, мы обязаны соблюсти ее в отношении беспомощного больного, который во многом от нас зависит. Не имеет ценности никакой вынужденный поступок ни перед лицом людей, ни в очах Господних. Этим правилом руководствуются сестры.

Господь посылает болезнь, которая может совершенно преобразить человека. В 2004 году в хосписе находился известный музыкант и композитор, автор многих мюзиклов Анатолий Федченков. В своей светской жизни он мало задумывался о Боге. Тяжелая болезнь заставила его переосмыслить прожитое, переоценить духовные ценности. В хосписе он прочел много духовной литературы, горячо поверил в Бога, с радостью встречал священника и со слезами на глазах причащался святых Христовых Тайн. Здесь я испытываю больше радости и счастья, чем боли, � говорил он сестрам. Интересно, что, по наблюдениям сестер, после совершения церковных Таинств больные получают не только духовное утешение и поддержку, но и ослабление физических страданий.

Обычно причащают всех тяжелых больных, попавших в хоспис и изъявивших желание причаститься, а по церковным праздникам также и всех, кто желает причаститься из числа длительно пребывающих в стационаре. Сестры помогают и при причащении больных.  За годы существования общины множество болящих приняли таинство крещения, были даже обвенчаны две семейные пары, прожившие долгую совместную жизнь. Я всю жизнь об этом мечтала, а случилось это только сейчас, � сказала Татьяна Петровна, жена одного из пациентов, после венчания. 

Сестры в случае экстренных ситуаций благословлены крестить мирским чином с последующим приглашением священника для помазания миром. Сестры также используют для духовной поддержки больных помазание освященным маслом, крещенскую воду, артос. В молитвенной комнате ведутся помянники о здравии больных хосписа, сотрудников, членов общины, благотворителей, сестер других общин, а также об упокоении усопших в стенах больницы. По благословению священника сестры читают канон на исход души и псалтирь по усопшим.

Часто, особенно верующие люди, спрашивают, случались ли в хосписе чудеса исцеления. За десять лет работы Сестричества в хосписе, было много случаев, когда пациенты, находясь в агонии, иногда по нескольку дней, во время прихода священника с Чашей для Причастия, открывали глаза, внятно говорили о том, что хотят причаститься и, после принятия святых Тайн, тихо отходили к Господу.

Существенной стороной деятельности общины в больнице следует считать программы реабилитации сотрудников хосписа и  сестер общины, работающих в хосписе. Работа в непосредственном и ежедневном общении с умирающими ложится тяжелым грузом на психику сестер и персонала, вызывает стресс и воздействует на здоровье. На профессиональном языке это называют синдромом выгорания. Считается, что в таком месте, как лахтинский хоспис персонал должен работать не дольше 4 лет. Однако фактически многие работают гораздо дольше.

Важным подспорьем в реабилитации сестер и персонала является организация паломнических поездок. За десять лет существования общины сестры побывали во многих монастырях Ленинградской, Псковской, Новгородской области. Особо любим сестрами Новгород.  Две сестры были в Иерусалиме. Посещали сестры Оптину пустынь, Серафимо-Дивеевский монастырь, были в Москве, Троице-Сергиевой Лавре. Некоторые эпизоды этих поездок вспоминаются спустя много лет. Вот, например, в  невыразимо жаркое лето  в Варлаамо-Хутынском монастыре иеромонах Макарий освящает воды Волхова во время молебна. На берегу множество паломников � несколько автобусов. Кто-то первый спускается в воду, не раздеваясь. За ним � остальные. Благодатное лето милости Божией. Пока идем к автобусу � одежда высыхает.  Или в катере уезжаем с Валаама. Все в верхней каюте, каюта  � сплошное окно. После удивительной ночной службы и монастырского пения сестры  запевают на прощание "Взбранной воеводе�",  а за окном � невыразимая красота святого острова. Красота и благодатность святых мест укрепляет и утешает всех участников этих паломнических поездок.

Не приходится пренебрегать и чисто житейскими вопросами. Так, стремясь облегчить положение труждающихся в хосписе, Сестричество в течение 10 лет оплачивает горячее питание сотрудников в рабочее время, помогает, когда возможно, и материально. Особенно в первые годы существования общины, в тяжелое время начала перестройки через общину была налажена материальная помощь сотрудникам и неимущим. Организуются выезды за грибами или на отдых на природу. Сестры и братья Сестричества вместе с батюшкой поздравляют сотрудников хосписа с праздниками, дарят подарки, устраивают праздничные чаепития, в которых участвуют все сотрудники больницы.

Сестричество принимает активное участие в разрешении хозяйственных проблем хосписа. Когда у общины есть возможность, приобретается необходимое оборудование: стиральная машина, холодильники, подъемники, ванны-каталки, моющие средства и пр., выполняются работы  в саду.

Традиции общины, прием новых членов. С течением времени сформировались основные традиции в духовной жизни общины. Первоначально новые члены общины, изъявившие желание потрудиться в общине, после обучения в школе сестер милосердия и некоторого испытательного срока благословлялись на служение малой косынкой и правом ношения формы общины. Форма и косынки освящались на молебне.

В 1998 г. в часовне хосписа отцом Георгием в первый раз была отслужена Божественная Литургия. С тех пор один раз в году 18 июля в день памяти  св. Елизаветы Литургию  служат в часовне.[8] Посвящать в сестры после испытательного срока стали во время этой праздничной Литургии по слегка измененному чину Марфо-Мариинской обители. В обещании, которое дает сестра или брат есть такие слова: Семо притекли есмы, желающе по заповеди Спасителя нашего послужити Богу, Его же всею душею возлюбили есмы, в ближних наших, чрез сие же поработати и вечному спасению нашему.  На вопрос священника: Обещаетесь ли в течение грядущего лета  (или прочих лет жизни вашея даже до кончины) нерушимо хранить веру Христову, уставы святыя Церкви православныя, еще же вся силы душ и телес ваших принести на вольное служение Богу в ближних? � сестра или брат отвечают:  Обещаемся, в чесом да поможет нам Господь наш Иисус Христос, Его Пречистая Матерь, святые жены Марфа и Мария, Фива и Олимпиада, преподобномученица Елисавета, вси святии Божии человецы и Ангелы наши хранители. Сестры,  давшие такое обещание, благословляются большой косынкой. В общине есть несколько посвященных братьев, но форма одежды для них пока не разработана.

В этих праздничных службах принимают участие больные, которые могут ходить, верующий персонал хосписа. Лежачих больных причащают в палатах.  На память Новомучеников Российских, которую также сугубо почитают в Сестричестве, после воскресной Литургии в храме св. апостола Петра в часовне служится праздничный молебен и бывает праздничная трапеза.

Молитвенная жизнь общины связана не только с часовней, где с общей молитвы сестры стараются начинать рабочий день, читают акафист святой Елизавете, служат молебны в праздники, но и с храмом святого апостола Петра.

Общий сбор общины бывает в первое воскресенье месяца. Он начинается с Литургии в храме св. ап. Петра. Сестры, в отличие от сестер дореволюционных общин, не проживают вместе, имеют семьи и в другие дни посещают разные храмы города. На праздники сестры устраивают в Лахте совместные трапезы.  Это прекрасная возможность получить наставление  от духовника общины, отца Георгия, обсудить церковные новости и общинные планы. Большим утешением для сестер являются и встречи, которые по благословению отца Георгия устраивают сестры дома по очереди у разных сестер общины. Деловые вопросы решаются на общем собрании сестер, а в промежутках между собраниями � Советом сестричества.

Возникновение детских программ. Подразделение в Лахте. В настоящее время в  деятельности Сестричества можно выделить два направления � работу с онкологическими больными и их родственниками и работу с детьми.

Сестричество уже много лет, с 1996 г., работает с детьми, которые остались без попечения родителей, у которых родители либо больны, либо уже скончались. Фактически внимание к детям составляет немаловажную часть заботы о больном. Для пациентов нашего хосписа важно знать, что их дети не останутся без помощи, не будут брошены. С этим аспектом служения сестры милосердия сталкивались и дореволюционные общины, например, одна из старейших общин города Свято-Георгиевская. Вскоре после возникновения при ней было организовано отделение для призрения сирот и детей, родители которых лежали в больнице. Позже эта Община имела специальный капитал для призрения выходящих из больницы детей сирот и детей бедных родителей, умерших в больнице. Для современной сестры милосердия также не безразлична судьба детей, чьи родители тяжело больны или окончили в больнице свои дни.

Первый ребенок, которым пришлось заниматься, потерял в хосписе мать. Ему было всего 13 лет, и он жил с сестрой. Сестра мальчика вышла замуж, и муж поставил условие или он, или брат. Сестра выбрала мужа. Мальчик отправился искать отца, жившего где-то при кочегарке, и, в конце концов, не выдержав, пришел в хоспис, когда матери, похороненной на средства общины, уже 2 месяца как не было в живых. Подобных историй вокруг хосписа не мало. Есть дети, которые остаются на попечении пожилых родственников и фактически становятся безнадзорными. Проблем с ними много. Детей надо обуть, одеть, накормить, вылечить, проследить, как они учатся, оформить опеку, устроить в интернат.

Поначалу это были отдельные эпизоды, со временем работа с детьми приняла определенные формы. Обычно группа детей собирается от 1 до 3 раз в неделю, чтобы вместе участвовать в каком-то мероприятии � поездке за город на рыбалку или экскурсию, посещении театра, музея или цирка, занятий спортом, встречи со священником. Все это необходимо, чтобы избежать одиночества и изоляции, произошедших по причине пережитой травмы.  Несколько раз летом (а иногда и зимой) дети выезжают на отдых за город. Местом сбора до последнего времени был сам хоспис.

Сестры из общины вместе со специалистами � социальными работниками и психолога�ми не только помогают детям выйти из кризисного состоя�ния, но и стараются решить их долгосрочные проблемы: помогают устроиться на учебу или работу, оформить необходимые документы на жилье или получение социальных пособий. В Лахте община опекает  около 45 детей.

Важнейшая проблема при работе с детьми �  это чем их занять, как их воспитывать. Подростки, в основном начиная с 13 лет, особенно когда остаются без родительского надзора, бросают школу.

Занимаясь с подростками уже много лет, мы поняли, что привести их к Богу, дать какой-то моральный стержень, духовную основу жизни только обеспечивая им возможность посещать храм � трудно. Это особенно сложно для них, если семьи не были воцерковлены. Мы начинаем с нуля, многих крестим. Студенты семинарии проводят занятия по Закону Божьему. Однако к этому пришлось добавить военно-патриотическое воспитание.

При Сестричестве для детей  11� 18 лет был создан военно-патриотический отряд св. Георгия Победоносца из 25 человек, в котором три отделения � одно для девочек и два для мальчиков. В отряде дети получают специальную подготовку, включающую занятия по программе воскресной церковной школы, обучение культуре общения, истории Отечества, основам военной подготовки и др. Девочки обучаются основам служения сестры милосердия. Посещают военные госпитали, где, к сожалению, сейчас можно увидеть раненных молодых людей. Организуются летние лагеря.

Идея создания отряда возникла в 2000 г.,  когда мы познакомились с клубом "Пересвет" из Троице-Сергеевой Лавры в Сергиевом Посаде. Этот клуб возглавляет протоиерей Дмитрий Болтрукевич. С батюшкой, о котором мы узнали из журнала "Русский дом", мы нашли очень много общих точек зрения на воспитание подростков. Официально наш отряд � филиал клуба "Пересвет". Мы работаем по его методикам, по его программам, лето проводим вместе в полевых лагерях. Все каникулы: осенние, зимние, весенние мы встречаемся и тоже проводим их вместе.

В 2003 г. году во время школьных каникул, с 6 по 9 ноября, мы на нашей базе в Лахте провели слет военно-патриотических отрядов. К нам приезжали дети из  Сергеева Посада, из г. Пересвет, из Вологодской области и три отряда из Санкт - Петербурга. Всего в слете участвовало 90 детей � подростков от 12 до 18 лет.

Слет начался с молебна в храме св. апостола Петра в Лахте. Потом было знакомство отрядов. В доме сестричества ребята пели отрядные песни. Были соревнования по строевой подготовке. Был полевой выход в поселке Ленинское. Это замечательное место на Карельском перешейке, где построен красивейших храмовый комплекс. Близ поселка Ленинское наши дети периодически бывают с ночевкой. Там у отца Константина Бадягина был молебен. Отец Константин всегда охотно принимает наших детей и сестер. Были соревнования по приготовлению еды на костре. Потом были соревнования по стрелковой подготовке, по ориентированию и по радиообмену. В полевом выходе была засада. Нужно было ее обнаружить. Была экскурсия по Санкт-Петербургу и святым местам на двух автобусах. Закончили выездом в поселок Рощино, где прошло награждение. В проведении слета помогала администрация Приморского района, Центр социального обслуживания района полностью профинансировал питание детей этого слета. Такие мероприятия оставляют у детей незабываемые впечатления.

Некоторые дети, не входящие в отряд, опекаются на дому, принимают участие в общих праздниках, спектаклях. Организуются туристические и паломнические поездки. В доме общины организована социальная гостиница с ночным пребыванием для детей, попавших в трудные социальные обстоятельства. Скоро начнет действовать спортивный зал. Есть группа для совсем маленьких детей от 6 до 10 лет. С ними проводятся занятия по пению, лепке, прикладному искусству, организуются экскурсии.

Подразделение Сестричества в Калининском районе. Еще одна программа по работе с  детьми начала развиваться в Калининском районе с апреля 1998 г. Сестричеством, благодаря поддержке Христианского Межцерковного Диаконического Совета, была организована медико-социальная станция для беспризорных детей.

Сначала было налажено кормление этих детей в столовой Трамвайно-троллейбусного парка.[9] Станция ставила на первых порах задачу выявления беспризорных детей, оказания им первой необходимой психологической помощи и поддержки.

Вторым шагом стала попытка организовать их досуг, привлечь к посильному труду по уборке территории. Для этого при Межшкольном учебном комбинате Калининского района[10] станция получила специальную комнату в одном из зданий Комбината.[11]

Постепенно началось обучение беспризорных детей. Первоначально оно касалось только школьной программы, но вскоре добавилось и начальное профессиональное обучение. Дети проводили время на станции и стали получать здесь двухразовое горячее питание. Финансирование питания осуществлялось через проекты Сестричества, поддержанные ХМДС. Площади, занимаемые станцией, были расширены, добавились кабинеты для занятий, мастерские.

В 2000 г. медико-социальная станция получает статус Реабилитационного центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи дезадаптированным детям и подросткам. Фактически инициатива Сестричества была подхвачена государством. Появился штат сотрудников из 8 социальных педагогов, 4 методистов, 3 психологов, психотерапевта, врача, 2 медицинских сесетр, организатора по досуговой работе, а также персонала яслей-сада и технический персонала. Возглавляет Реабилитационный центр сестра общины св. Елизаветы Ангелина Александровна Полозова. Всего в настоящее время в центре трудятся три наших сестры и несколько добровольцев.

Центр до последнего времени являлся структурным подразделением Государственного образовательного учреждения "Межшкольный учебный комбинат" Калининского района, занимавшегося допрофессиональным и начальным профессиональным обучением учащихся школ района. Недавно он также получил лицензию на обучение детей в 10 и 11 классах и был преобразован в общеобразовательную школу № 633, сохранив свою специализацию по профессиональному обучению. В школе, таким образом, обучают на маляра-штукатура, деревообработчика широкого профиля, парикмахера, а также типографскому делу. Мастерские и классы теоретического обучения расположены в здании Центра, за исключением типографии, которая находится в основном корпусе школы в 200 м от Реабилитационного центра.

Главная цель Центра � научить детей, попавших на улицу, достойно выживать, подготовить их к самостоятельной жизни, по возможности помочь вернуться в семью. В настоящее время Реабилитационный центр имеет два отделения: подростковое для детей от 8 до 18 лет и дошкольное для детей от 1 года до 7 лет.

Большинство подростков, попадающих в подростковое отделение, либо не имеет родителей, либо их родители уклоняются от воспитания детей. Часть из них постоянно живет на улице, другие уходят из семьи на короткий период, некоторые ночуют дома, но остальное время проводят на улице и бросили школу. Образование даже старших детей в большинстве случаев не превышает 3�5 классов.

Первой задачей Центра является выявление детей, которые нуждаются в помощи. До недавнего времени дети и подростки получали бесплатное питание в двух местах. Одна столовая была расположена недалеко от метро в Трамвайно-троллейбусном парке, и все дети хорошо ее знали. Туда мог прийти любой ребенок и подросток самостоятельно. Здесь происходило первое знакомство с ребенком, выяснялось, какую помощь он хочет от нас получить. В последнее время многие ребята стали сами приходить прямо в Центр по совету своих друзей, знакомых с его деятельностью.

С расширением с одной стороны возможностей Реабилитационного центра, с другой � некоторым улучшением положения дел в стране, от столовой у метро стало возможным отказаться и пользоваться той, которая находится на территории самого центра. Финансирование питания первоначально осуществлялось в основном из спонсорских средств, предоставляемых ХМДС. Последнее время эти обязанности приняло на себя государство.

Беспризорные дети и подростки, поступающие к нам, находятся под постоянным контролем, который осуществляют врач и медсестра. Проводятся медосмотры, лечение и профилактика педикулеза и чесотки. Есть специально оборудованное помещение с душевой кабиной и горячей водой, стиральная машина, а также бокс первого приема. Дети фактически живут у нас днем, получая все для этого необходимое.

В центре, прежде всего, знакомятся с родителями подростков, выясняют причины, по которым ребенок попал на улицу, пытаются вернуть его в семью. Иногда удается устроить детей к родственникам, в некоторых случаях приходится направлять ребенка в приют. Детям помогают определиться в выборе профессии, вернуться в школу. Поскольку подростки, получающие у нас профессию, не имеют достаточного школьного образования, пришлось открыть индивидуальное обучение школьной программе.

Основные методы работы с детьми � это приобщение их к труду и воцерковление. Ни один ребенок и подросток не получает у нас ничего бесплатно (за исключением разовой помощи в экстренных случаях), каждый должен потрудиться. Работа дается каждому по силам: кто-то подметает, кто-то моет полы, убирает территорию, а кто-то поливает цветы и вытирает пыль. Все ремонтные работы в здании ведутся силами подростков под руководством мастеров.

В воцерковлении детей, которое осуществляет  Сестричество, помимо сестер несколько лет принимали участие студенты Духовной Семинарии и Академии. Дети постоянно бывают в храме Сретения Господня на улице Ушинского в приходе святого Димитрия Солунского,  исповедуются, причащаются. Для них устраиваются паломнические поездки, организуются ежедневные беседы на духовные темы по программе воскресной школы, паломнические поездки к святыням Санкт-Петербурга и окрестностей. Для детей также организуются экскурсии в музеи, театры, цирк, прогулки с посещением достопримечательностей города, катание на лыжах и коньках.

Наши подростки принимают участие в ремонтных и строительных работах в храмах города, делают аналои для церкви, помогают в уборке. Ребята изготовляют поделки, которые продаются на Рождественских и Пасхальных выставках в Митрополичьем корпусе Лавры. Их силами произведен большой объем работы по восстановлению церкви свв. Петра и Павла в больнице им. Мечникова и по уборке территории вокруг. Во время работы детей в этом храме на их глазах замироточила икона Покрова  Божией Матери.

 В 2000 г. при Центре было открыто дошкольное отделение с целью поддержки семей, оказавшихся в кризисной ситуации. Первоначально оно занимало вторую половину здания, где работал Реабилитационный центр. С осени 2003 г. детский сад переехал в другое помещение. Он был оборудован из средств, полученных Сестричеством по программе, финансируемой ХМДС.  Посещение детьми яслей-сада для родителей бесплатное. При возможности семьям, дети которых посещают ясли-сад, предоставляется гуманитарная помощь.

Работа с детьми � работа благодарная. Радостно видеть, как дети меняются к лучшему, возвращаются к нормальной жизни. Хотя социальная обстановка и улучшилась за последние годы, и голодных, не одетых детей стало меньше, уличные дети по-прежнему нуждаются в воспитании, внимании, заботе. Особенно нужно нравственное воздействие на детей и моральная поддержка, когда по каким-то причинам они оказываются на улице.

 

Дом в деревне. В 2002 г. Сестричеством был приобретен дом в Псковской области  в деревне Леоново. С одной стороны Сестричество использует его  для организации детских летних лагерей, с другой он дает возможность для летней сельскохозяйственной работы и отдыха сестер.  Это место находится практически на границе с Эстонией, чтобы туда попасть, нужен пропуск в пограничную зону.  Многие хутора в этом районе пустуют, хотя леса там очень богатые и грибами, и ягодами. Вдоволь молока, сметаны, творога. Дом, приобретенный общиной, несет на себе следы старинного уклада сельской жизни, когда-то крепкого налаженного натурального хозяйства. Овдовевшая хозяйка оставила нам свои иконы, на кухне  на полочке у икон мы обнаружили крашенные пасхальные яички, которые она каждый год там оставляла.

Дом дает разрядку уставшим от городских трудов сестрам. Такое утешение пробовать свои силы в работе на поле, в уборке яблок в саду. А после работы � попариться в баньке, этой обязательной принадлежности всякого деревенского жилья. Не так далеко оттуда до Псково-Печерского монастыря. По дороге можно заехать в Комно и окунуться в чистейший и ледяной святой источник.

Аренда здания бывшей аптеки. С 2002 г. взято в аренду двухэтажное здание бывшей аптеки в Лахте. Это не первая попытка общины как-то увеличить площадь, на которой можно было бы заниматься детьми. В самом хосписе места для этого совершенно не достаточно. Первый такой дом, ближайший к зданию хосписа через дорогу, община начинала осваивать, но окончательно договориться об его аренде не удалось. Арендованное Сестричеством здание бывшей аптеки пока еще находится в стадии ремонта, только несколько помещений уже вполне пригодны для использования. Планы на это здание у сестричества обширные. Здесь будет спортивный зал, гостиница для социально не устроенных детей.

Финансирование: ХМДС, благотворители. Обширные программы сестричества, необходимость налаживать помощь нуждающимся, заставили искать путей к получению финансовой поддержки проектам общины. Финансовую поддержку деятельности общины оказывает Христианский Межцерковный Диаконический Совет (ХМДС) и частные благотворители. 

Христианский Межцерковный Диаконический Совет при Духовной Академии, оказывающий помощь социальным проектам церковных организаций России, поддерживает программы Сестричества с мая 1996 г. Три сестры общины: Татьяна Котова, Варвара Меленевская и Марианна Липтуга, проходили обучение заграницей, и в настоящее время ХМДС возглавляет одна из них �Татьяна Котова.

Благодаря поддержке ХМДС в разные годы была оказана материальная помощь мало обеспеченным семьям, приобретались аудиокассеты и духовная литература для библиотеки хосписа. Было приобретено оборудование для Хосписа, финансировалась организация отдыха и паломнические поездки сотрудников и членов общины, оказывалась всестороння помощь онкологическим больным. По результатам совместной работы Хосписа и общины было написано и опубликовано пособие по паллиа�тивной помощи.[12] В будущем планируется открытие учебного центра по паллиативной помощи для медицинских работни�ков, ухаживающих за онкологическими больными и больными СПИДом.

В Диаконическом Совете эта программа носила название Патронажная служба сестер милосердия при Хосписе № 1, поддержка сотрудников Хосписа и членов общины. Она осуществляется Сестричеством  в сотрудничестве с Хосписом № 1. Группа, которой адресована эта помощь � это онкологические больные, находящиеся в стационаре и дома, сотрудники Хосписа и члены общины. Цели и задачи определены как материальная и техническая поддержка инфраструктуры Хосписа № 1, материальная, психологичес�кая и духовная поддержка сотрудников Хосписа и членов общины, медицинская, социальная, юридическая поддержка онкологических больных и духовное попечение о них.

Программа, адресованная лахтинским детям, в документах ХМДС обозначается как Остров-5 � социальная интеграция детей при Хосписе № 1 и осуществляется общиной в сотрудничестве с хосписом в Лахте. Финансовая помощь оказывается с 1999 года.

Третья программа носит в ХМДС название Остров-3 � центр дневного пребывания для уличных детей и подростков. Исполнителями этого проекта выступало  кроме Сестричества еще и Государственное образовательное учреждение "Межшкольный учебный комбинат" Калининского района (ныне школа № 633). Программа поддерживается с 1998 года.  С 2000 года  к программе Остров-3  подключено финансирование  детского сада.

 

Члены общины. В настоящее время в составе Сестричества 15 посвященных сестер и братьев и около 40 добровольцев. В числе добровольцев общины есть учащиеся Санкт-Петербургской Духовной Семинарии и Академии. Духовник общины � протоиерей Георгий Артемьев, настоятель храма св. апостола Петра в Лахте. Старшая сестра - Елена Анатольевна Кабакова. Она же возглавляет работу с детьми в Лахте. Подразделение в Калининском районе возглавляет Ангелина Александровна Полозова. За работу в хосписе отвечает Ирина Николаевна Могутова.

Общий список учредителей и подвизавщихся в разных подразделениях общины в разные годы и ряд документов по ее созданию приведен в Приложении.

 


[1] В соответствии с  законом от 26 сентября 1997 года "О свободе совести и о религиозных объединениях", проходившей в 1997-2000 г.

[2] Ольгино � в ее честь

[3] Благословлено владыкой Иоанном  25 октября

[4] Свидетельство о регистрации Устава религиозного объединения Православная община сестер и братьев милосердия во имя преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы  № 251 от 9 ноября 1994 г. В ходе перерегистрации религиозных объединений община получила новое название и устав. Новый типовой устав был зарегистрирован 29 декабря 2000 г.

[5] В помощь сестре милосердия. Подборка поучений сестрам милосердия разных общин России прошлого века

[6] Были подготовлены две публикации в выходившее тогда издание "Город золотой" №1(4) 1999 г.:  "Сестра-настоятельница" и "Служба в монастыре".

[7] Литейный пр., д. 56.

[8] Исключение составил лишь 2003 г., когда в хосписе шел ремонт, и служили в храме ап. Петра.

[9] Гражданский пр.,  д.  131 у метро Гражданский проспект

[10] Государственного образовательного учреждения "Межшкольный учебный комбинат" Калининского района  (ГОУ МУК).

[11] Комбинат располагался в нескольких строениях, из которых главное здание � типовая школа, а место, где первоначально поместилась станция � типовой детский сад.

[12] Липтуга М. Е., И. В. Поляков, Т. М. Зеленская. Паллиативная помощь. Краткое руководство. (Под научной редакцией главного онколога Санкт-Петербурга, профессора, доктора медицинских наук А. С. Барчука). � Санкт- Петербург: ГИПП �Искусство России�, 2001

 

  • почтовый  адрес организации: 197229, Санкт-Петербург, п. Лахта, ул. Красных партизан, д. 4

  • номера телефона, факса (с кодом населенного пункта): (812) 498-2131, т/ф 498-2105

  • адрес электронной почты: E-mail: elizavetsestr@mail.ru

Сайт создан в системе uCoz